Туристический маршрут "К истокам Пушкинской  Сороти – Святое озеро и древние поселения"

(Новоржев – Лжун – Юренцево – Михалкино - Новоржев)

Михалкинское (Святое) озеро начало реки Сороть.  Озеро состоит из двух озер Михалкинского и Святого, где крестились местные поселяне и купались на Крещенский праздник. 

Окрест деревень Михалкино и Баруты заселены были в давние времена. Свидетелями событий средневековья стоят следовые камни, расположенными в равнобедренном треугольнике. Плоский валун красного гранита – Закатный на колокольной горе, ниже и далее у кромки болотистой местности расположен серый с 26-28 кольцам, уходящий в землю камень - Кольцевик, на таких камнях собирали живую и мёртвую воду, вершиной треугольника служат два черных камня-валуна, стоящие друг на друге. Возможно это обсерватория древних людей, таковую версию высказывают заинтересованные специалисты. В народе сохранились многочисленные легенды, связанные с камнями и захоронениями ливонских воинов, воевавших Русь, и оставшихся в её земле.

На равнинной местности в селе Барута стоит Покровская церковь, 

перестроенная в 1765 г. старанием помещика Ивана Гавриловича Щербинина с тремя приделами. Вокруг церкви кладбище, южная часть которого граничит с сосновым лесом, а северо-западная березовой рощей. Постройка относится к типу храмов, расположенных на русской земле в первой половине 18 века. Переходное время от барокко к классицизму. Этот тип церквей восьмерик на четверике называется ещё «нарышкинским».

С 1785 по 1818 гг. имение сельца Барута находитилось во владении подполковника Дмитрия Ивановича Рокотова, 1818 г. – в Экономическом ведомстве.

Деревня Михалкино на берегу Михалкинского озера значится с древних времён, как слобода с причалами для судов и баржей, приходящих по Сороти. Слобода служила перевалочным пунктом для товаров, привозимых купцами. После Куржецкого собора 1656 г, когда во всех церквах меняли прежние книги на новые, михалкинцы выдержали экзамен из 106 вопросов о вере и были им оставлены старые книги. Жили они по строгому уставу поморцев большими крепкими семьями. Заезжие купцы с опаской общались со староверами и всё реже заезжали в Михалкино. Менялась жизнь, разрабатывали от леса землю, начинали жить от земледелия. Сюда стекались с разных мест гонимые старообрядцы. Деревня разрасталась, крепчали хозяйства. И ныне стоит староверческая молельня. Уходят старики. Правнук последнего наставника общины, отслужив в армии, вернулся в своё Михалкино. Андрей собирает воспоминания о деревне, одноверцах, истории окрестных деревень. Сам приобщился к вере своих стариков.

Далее между озерами Михалкинским и Селецким деревня Лжун, место, где находят орудия труда первобытного человека. В этой же местности лежит большой 3-х метровый каменный монолит – жертвенный камень.